Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области

Версия для слабовидящих

Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области

ВОЕНКОМАТ

08.02.2018 10:28Просмотров: 15ИНФОРМАЦИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Ратная служба на Руси исстари считалась уделом и «привилегией избранных» - достойных и свободных граждан, наделенных правом носить оружие и лично выступать на защиту Отечества. Так формировались первые русские Великокняжеские дружины Святослава, Владимира Мономаха, Александра Невского, Минина и Пожарского мужественно отстаивающие от врагов каждую пядь земли.

Затем развитие основ государственности вызвало необходимость организации массовой защиты территорий и привело к потребности создания постоянного и могучего войска. 315 лет тому назад в 1698 г. великий Российский реформатор Петр I упразднил стрелецкие полки, состоявшие из «даточных и вольных охочих людей», и учредил комплектование войск на основе обязательной службы.

Тем самым было положено начало создания в России постоянной,  регулярной армии.

Позднее, в 1874 г., была введена всеобщая личная воинская повинность, окончательно закрепившая этот принцип комплектования войск.

Одновременно с развитием регулярной российской армии на рубеже XVIII-XIX вв. формировались и специальные органы ее комплектования. Предшественниками известных нам военных комиссариатов явились так называемые «воинские присутствия». Они создавались в соответствии с административным делением и подразделялись на губернские (областные), уездные (окружные) и городские.

Уездные и городские воинские присутствия считались низовыми звеньями.

Вышестоящие, т. е. губернские или областные воинские присутствия осуществляли общее наблюдение за правильным ходом призыва, давали раскладку назначенного губернии числа новобранцев между призывными участками, проводили медицинское переосвидетельствование, рассматривали жалобы на уездные или городские присутствия и готовили общий отчет о выполнении призыва в Управление по делам о воинской повинности главного военного ведомства. В состав этих органов обязательно входили губернатор или городской голова, предводитель местного дворянства, представитель земской управы, прокурор или судебный исполнитель, воинский начальник (представитель местного гарнизона) и делопроизводитель. Привлекались также два медика: гражданский и военный.

По сути, в таком виде воинские присутствия российской армии сохранили свои структуру и задачи вплоть до начала XX века и первой серьезной проверкой была мобилизация 1914 г.

С рождением молодого Советского государства в 1917 году, сразу встал вопрос о его защите от внешних и внутренних врагов.

Руководствуясь словами вождя большевиков В.И. Ленина, что «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», новая власть приняла меры к созданию собственных вооруженных сил. Сначала был введен добровольный порядок поступления в Красную гвардию. Однако разразившаяся вскоре Гражданская война и иностранная интервенция вынудили изменить порядок комплектования, и тогда основным способом комплектования Красной Армии становится зачисление на военную службу по призыву или мобилизации, то есть в порядке воинской обязанности.

Вот здесь и возникла необходимость создать специальные органы, которые занимались бы вопросами комплектования новой армии.

Положительно то, что создавая новую государственную структуру, большевистское правительство использовало опыт, имеющийся структуры царского времени, дополнив её новыми функциями в свете поставленных перед нею задач. Несомненно, что во главе этой структуры и на местном уровне были поставлены люди преданные революции, способные организовать новую систему и руководить ею, добиться выполнения поставленной перед ней правительством важнейших задач. Порой этим людям не хватало образования и профессионализма, но в тяжелейших условиях начавшейся Гражданской войны они быстро учились и смогли добиться обеспечения потребности Красной Армии в мобилизационных ресурсах, что предопределило победу в войне.

К концу 1917 г. остро встал вопрос создания вооруженных сил, способных отстоять завоевания революции и одновременно отразить иностранную военную интервенцию. Для формирования такой армии необходимы были военно-административные органы, которые повели бы энергичную военно-мобилизационную и учетно-призывную работу.

12 января 1918 года. Народный Комиссар по военным и морским делам Л.Д.Троцкий предписал всем местным советам создать военные отделы, открыть сеть вербовочных пунктов и организовать запись добровольцев в Красную Армию.

15 января 1918 года вышел в свет декрет Совета Народных Комиссаров об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января 1918 года – декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В этой связи было необходимо провести реорганизацию системы местного военного управления.

20 января 1918 года вышло постановление Народного Комиссариата внутренних дел о ликвидации губернских и уездных присутствий по воинской повинности. Дела по пенсионному обеспечению семей фронтовиков, а также инвалидов войны передавались отделам призрения советов, дела по обложению военным налогом лиц, освобожденных от воинской службы – в финансовые отделы местных советов.

Приказом Народного Комиссариата по военным и морским делам от 22 января 1918 года были упразднены военно-окружные советы военных округов с передачей их функций военным отделам советов.

Приказом Наркомвоена от 25 января 1918 года были расформированы управления местных бригад, а управления уездных воинских начальников были включены в состав уездных советов с переименованием их в учетные отделы этих советов.

В разработанном Наркомвоеном проекте инструкции местным советам по созданию Красной Армии, датированном 28 января 1918 года, указывалось: «Создание Красной Армии и управление ею на местах возлагается на местные волостные, уездные, губернские и областные (краевые) советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, для чего при этих советах создаются военные отделы».

Таким образом, в январе 1918 года был принят ряд важных постановлений, провозгласивших ликвидацию старой системы военного управления на местах и передачу военной власти на местах в руки советов.

В феврале-марте 1918 года происходит ликвидация старых органов военного управления на местах и замена их военными отделами советов Красного Флота. В этой связи было необходимо провести реорганизацию системы местного военного управления.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 8 aпреля 1918 г. учреждаются волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. С этого времени начинается история военных комиссариатов.

В декрете было указано, что военные комиссариаты создаются для проведения в жизнь мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооруженной силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и трудящихся военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд и удовлетворению материальных потребностей военного снабжения. Декретом утверждалось положение о комиссариатах по военным делам, им были определены система, основные функции, порядок образования и подчинения этих органов.

Комиссариаты по военным делам на местах создавались Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов в составе двух комиссаров по военным делам и одного военного руководителя. Один из комиссаров назначался уездным военным комиссаром. Он подчинялся вышестоящему военному комиссару и отчитывался перед ним.

Таким образом, декретом Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 г. и Положением о комиссариатах по военным делам была учреждена единая самостоятельная, стройная система местных органов военного управления.

Становление советских органов местного военного управления шло с большими трудностями как в целом по стране, так и в Смоленской губернии. В условиях разрухи многого не хватало. Население встречало нововведения часто враждебно, саботировало выполнение требований новой власти, а нередко и оказывало открытое вооруженное сопротивление. Вот в таких условиях организовывались первые военные комиссариаты

В конце апреля - начале мая началось формирование губернских военных комиссариатов.

Смоленский губернский военный комиссариат был создан 9 мая 1918 г. декретом Малого Совета исполкома Совета Западной области и Смоленского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем преобразования и слияния в губвоенкомат Смоленского штаба Красной Армии, гарнизонного управления и штабов других воинских частей. Во главе губернского комиссариата был поставлен Александр Федорович Мясников (с 1914 по 1917 г. служил прапорщиком в русской армии; с марта 1917 г. член РСДРП(б), с декабря 1917 г. Командующий Западным фронтом, председатель исполнительного комитета Западного фронта, с мая 1918 г. - Смоленский губернский комиссар по военным делам). С 10 мая Смоленский губернский комиссариат по военным делам начал свою работу.

На 1 июля 1918 г. на территории Смоленской губернии работало 13 уездных военкоматов: в Бельском, Велижском, Вяземском, Гжатском, Дорогобужском, Ельнинском, Поречском, Починковском, Сычевском и других уездах.

28 октября 1918 г. Московский окружной комиссариат доложил в народный комиссариат по военным делам, что в Смоленской губернии все волостные комиссариаты сформированы. Ход формирования волостных комиссариатов в Смоленской губернии можно проследить на примере Сычевского уезда. На 15 июля там было 25 волостей. На 28 июля были образованы волостные комиссариаты в 12 волостях, на 15 августа - 15, на 1 сентября - 25.

В течение года на территории Советской республики создаются 7 окружных, 39 губернских, 385 уездных и 7 тысяч волостных военных комиссариатов.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции военные комиссариаты вели интенсивную, огромную по масштабам и объему работу по мобилизации и комплектованию частей и соединений Красной Армии, их отправке па фронт, материальному снабжению войск, сбору у населения оружия, военного имущества и теплых вещей, созданию военных складов и организации снабжения всем необходимым формируемых частей Красной Армии, организуют всеобщее военное обучение населения ("Всеобуч"). Для проведения этой работы в составе военкоматов были образованы отделы снабжения и вооружения.

Руководствуясь указаниями В.И. Ленина, ВЦИК РСФСР 22 апреля 1918 г. издал Декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Военное обучение рабочих и крестьян по декрету от 22 апреля на местах также было возложено на военные комиссариаты. Для этого в их составе были образованы отделы Всеобуч и были введены должности инструкторов. В селах и деревнях, на предприятиях и учреждениях по месту жительства и работы военнообязанных уездвоенкоматы создали бюро всеобуча и военно-учебные пункты.

10 июля 1922 г. приказом Реввоенсовета Республики № 1656 для военкоматов были введены новые положения и штаты (ЦГАСА, сборник приказов РВСР, 1922 г.). Положениями были определены функции военных комиссариатов. Они сводились к учету людских ресурсов, лошадей, повозок, упряжи, разработке соображений по проведению мобилизации.

В 1924 г. ЦИК и СНК СССР были изданы несколько постановлений: «О военно-конской и военно-повозочной, повинностях» от 11.01.1924 г., «О военно-транспортной повинности» от 22.02.1924 г., «О порядке предоставления, в период мобилизации и на все время военных действий бань, прачечных, ассенизационного обоза и транспорта» от 07.05.1926 г.

В целях наведения порядка в учете ресурсов военкоматы в январе 1924 г. провели переучет лошадей, повозок и упряжи. Переучет проводился на основе вновь изданных руководств, инструкций и положений по учету военнообязанных и транспортных средств (ГАСО, ф.289, оп.1, д.67, л.л.3-8, 1924 г.)

В 1924/25 г.г. крестьянские хозяйства получили от государства 30 тысяч плугов, 1867 молотилок, 3 трактора. Однако 4,5 % крестьянских хозяйств обрабатывали землю сохой.

17 июня 1938 г. Постановлением СНК СССР было утверждено новое Положение о местных органах военного управления, в котором определено правовое положение и основные задачи военных комиссариатов.

Военные комиссариаты имели право изучать приказы по вопросам практики к призывным участкам, воинскому учету и призыву на военную службу и учебные сборы, по учету и поставке в войска лошадей, повозок и автотранспорта.

На основании Постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета СССР от 14 января 1929 г. № 116 «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» Смоленская губерния вошла в состав Западной области.

Постановлением ЦИК СССР № 300 от 27 сентября 1937 г. Западная область была упразднена. Из её состава были выделены Смоленская и Орловская области. 17 июня 1938 г. Постановлением СНК СССР было утверждено новое Положение о местных органах военного управления, в котором определено правовое положение и основные задачи военных комиссариатов. Военные комиссариаты имели право изучать приказы по вопросам практики к призывным участкам, воинскому учету и призыву на военную службу и учебные сборы, по учету и поставке в войска лошадей, повозок и автотранспорта.

В период (1918 - 1929 г.г. и 1937 - 1941 г.г.) существования военного комиссариата Смоленской области на посту военного комиссара находилось много военачальников:

Мясников Александр Федорович;

Кунда Иван Трофимович;

Каменщиков Петр Ефимович;

Селезнев Григорий Афанасьевич;

Адамович Петр Васильевич;

Биге Валентин Абрамович;

Барако Федор Васильевич;

Владимиров Максим Андреевич;

Борисов Федор Степанович.

В годы, непосредственно предшествовавшие Великой Отечественной войне, военкоматы провели большую работу по переучету военнообязанных в соответствии с принятым в 1939 г. новым Законом «О всеобщей воинской обязанности», осуществляют бронирование военнообязанных за народным хозяйством по планам Генерального штаба Вооруженных Сил, обеспечивают очередные призывы в армию и на флот.

 

Назад

Противодействие коррупции в Смоленской области
8-800-200-19-01

"Телефон доверия"
Администрации Починковского района

8 (48 149) 4-18-04

© Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области, 2012 - 2018

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

"Твинс" - сайты для органов государственной власти

Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области | КПК версия |

8 (48149) 4-11-44 тел./факс.: 8 (48149) 4-18-04
Электронная почта (E-mail): potch@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216450,  Смоленская область, г.Починок, ул. Советская, д.1
Обратная связь

Информация об использовании интернет-сервиса "Спутник"

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!