- Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области
- ГИБДД информирует
- Аспекты повышения пассивной безопасности автотранспортных средств путём применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств
Аспекты повышения пассивной безопасности автотранспортных средств путём применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств
Дорожно-транспортный травматизм представляет собой огромную проблему здравоохранения и развития государств: почти 1,2 млн человек в год погибает и ещё от 20 до 50 млн человек получают травмы различной степени тяжести. Данные Всемирной организации здравоохранении говорят о том, что при отсутствии дополнительных мер к 2020 г. уровень дорожно-транспортного травматизма стремительно возрастёт, в частности в странах, где происходит быстрая автомобилизация. В странах с низким и средним уровнем дохода происходит 90% всех дорожно-транспортных происшествий, и прирост жертв будет наибольшим.
Использование ремней безопасности сокращает вероятность нанесения серьёзных травм и смертельных случаев на 40-60%. В странах с высоким уровнем дохода обязательным является наличие в автомобилях ремней безопасности, которые отвечают определённым стандартам и оснащены звуковой сигнализацией, предупреждающей водителя и пассажиров о необходимости их использования. В странах с низким и средним уровнем дохода более половины автотранспортных средств не имеют исправно работающих ремней безопасности.
Подушки безопасности позволяют снизить уровень смертности сидящих спереди пассажиров и водителей на 8-14 % при любых видах аварий и на 22-29% при лобовых столкновениях. Считается, что сочетание ремней и подушек безопасности приводит к сокращению количества смертельных случаев пассажиров, сидящих на передних местах, и водителей на 68%.
Введение в практику обязательного использования ремней безопасности оказалось самой успешной мерой предотвращения дорожно-транспортного травматизма, которая позволила спасти множество жизней. Ремни безопасности были введены в 1960-х годах. В качестве обязательного комплектующего элемента новых машин. Вскоре они показали свою эффективность в сокращении аварий с летальным исходом и тяжёлыми травмами. Эффективность ремней безопасности для людей, занимающих передние сиденья, снижается только в том случае, если сидящие сзади пассажиры не пристёгнуты или на заднем сиденье находятся незакреплённые предметы, например багаж.
Влияние ремней безопасности на снижение травматизма при различных видах ДТП
Вид ДТП |
Доля всех ДТП в % |
Эффективность ремня безопасности у водителя в различных видах ДТП в % |
Лобовое столкновение |
59 |
43 |
Сторона удара сбоку |
14 |
27 |
Сторона противоположная стороне удара |
9 |
39 |
Удар сзади |
5 |
49 |
Переворот |
14 |
77 |
Детские удерживающие устройства действуют также как и ремни безопасности. Доказано, что такие устройства сокращают смертность в автомобильных авариях на 71% среди детей грудного возраста и на 54% среди детей более старшего возраста.
Для детей различного возраста требуются соответствующие модели. Для грудных детей от 0 до 15 месяцев весом до 13 кг ДУУ, в которое ребёнок помещается лицом по отношению к движению, сокращает количество травм на 34%, серьёзных травм - на 60%, а ДУУ, в которое ребёнок помещается спиной по отношению к движению, сокращает все травмы на 76% и тяжёлые на 90%. Такое размещение устройств оптимально распределяет силу удара по спине и голове ребёнка. Опасно размещать ДУУ на сиденьях одновременно с подушками безопасности, за исключением тех случаев, когда в салоне имеется система, автоматически определяющая наличие ДУУ и отключающая механизм подушек безопасности.
Для детей в возрасте от 9 до 18 месяцев весом от 9 до 18 кг можно использовать ДУУ, размещающие ребёнка лицом по отношению к движению. Для детей младше 11 лет можно использовать дополнительные подушки соответствующей толщины в сочетании с обычными ремнями безопасности.
В целом специальные ДУУ должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать надёжное крепление ребёнка;
- отвечать требованиям Правил ECE R 44/3 и национальным стандартам;
- сводить к минимуму опасность повреждения всех частей тела углами, выступами или другими твёрдыми частями своей конструкции;
- обеспечивать максимальную защиту детей от травм (гибели) при ДТП, экстремальном торможении и резком маневре.
По правилам дорожного движения запрещается перевозить ребёнка, не достигшего 12 лет, на переднем сиденье автомобиля. На заднем сиденье перевозить детей можно только с «использованием специальных удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье автомобиля, только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Таким образом, проблема снижения дорожно-транспортного травматизма в России, как и во всём мире, является важной для всего общества. Значительную роль в решении этой проблемы играют средства пассивной безопасности, в том числе ремни безопасности, детские удерживающие устройства, эффективность которых доказана на практике в развитых странах.
Екатерина Пимкова, инспектор по пропаганде ОГИБДД МО МВД России «Починковский»