- Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании "Починковский район" Смоленской области
- Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с семьями, поставленными на единый учет, находящихся в социально опасном положении
Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с семьями, поставленными на единый учет, находящихся в социально опасном положении
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЧИНКОВСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от |
03.12.2014 |
№ |
165 |
Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории
муниципального образования
«Починковский район» Смоленской области, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с семьями, поставленными на единый учет, находящихся в социально опасном положении.
В целях реализации Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с целью создания системы профилактической и реабилитационной работы с семьями
Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области п о с т а н о в л я е т
1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с семьями, поставленными на единый учет, находящихся в социально опасном положении согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области С.В. Савченкова
Глава Администрации
муниципального образования
«Починковский район»
Смоленской области Ю.Р. Карипов
УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации муниципального образования
«Починковский район» Смоленской области от __________ № ___
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
1. Общие положения
Настоящий порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (далее - Порядок), разработан в целях регулирования отношений, возникающих в процессе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с осуществлением деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и формированию единого учёта и учётных материалов по несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении.
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основными задачами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — органы и учреждения системы профилактики) по выявлению, учету и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении являются:
- выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, семейного неблагополучия;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- создание системы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по выявлению и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- систематизация действий органов системы профилактики по оказанию своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.
2. Основные понятия
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, тяжелое заболевание, конфликтные отношения с близкими, друзьями, сиротство, безнадзорность, тяжелое материальное положение, безработица, отсутствие определенного места жительства, ситуация, образовавшаяся в результате стихийного бедствия (пожары, наводнения, и т.д.), уход ребенка из дома), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Законные представители – лица, заменяющие родителей, на которых действующим законодательством возложены обязанности по защите прав интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – опекуны (попечители), приёмные родители;
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются:
1. Родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по содержанию (жизнеобеспечению) несовершеннолетних:
· отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания;
· несоблюдение санитарно-гигиенических условий;
· непринятие родителями длительное время мер по трудоустройству, что влечет отсутствие доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка;
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по воспитанию детей:
· отрицательный личный пример поведения со стороны родителей: пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;
· непринятие мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних (формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры);
· поощрение родителями противоправного поведения детей: допущение несовершеннолетнего до управления транспортным средством при отсутствии у несовершеннолетнего права управления транспортным средством;
· приобретение для несовершеннолетних алкогольной продукции, табачных изделий;
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по обучению детей:
· отсутствие контроля за обучением детей: невнимание родителей к успеваемости ребенка, посещаемости образовательного учреждения ребенком;
· длительное отсутствие связи со школой;
· непринятие мер по созданию условий для успешного обучения (рабочего места, школьных принадлежностей) при имеющейся возможности создания таких условий;
- принятие органами и учреждениями системы профилактики мер по изъятию ребенка из семьи и помещение в социально-реабилитационный центр:
· при изъятии ребенка из семьи органом опеки и попечительства;
· при выявлении безнадзорного несовершеннолетнего органом внутренних дел, при помещении несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр по ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку):
- эмоционально-психологическое насилие над детьми (оскорбление, унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка, негативный психологический климат в семье (конфликтные отношения между членами семьи);
- физическое насилие над детьми (побои, нанесение физических травм и телесных повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям здоровья);
- покушение на половую неприкосновенность детей (в том числе непринятие мер родителями при совершении действий сексуального характера в отношении детей третьими лицами (отчима (мачехи), сожителя (сожительницы)).
3. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция, подстрекательство к совершению правонарушения (преступления) и т.д.).
4. Наличие в семье ребенка, относящегося к категории «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении»:
- наличие в семье несовершеннолетних, совершивших преступления, правонарушения, антиобщественные действия, по причине неисполнения родителями своих обязанностей в отношении детей;
- наличие в семье несовершеннолетних, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные и токсические вещества;
- выявление условий, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних (наличие заболеваний родителей, препятствующих нормальному функционированию семьи; непринятие родителями мер по обеспечению несовершеннолетнего необходимым медицинским обслуживанием (в том числе при наличии у ребенка заболевания, угрожающего его жизни и дальнейшему развитию); бродяжничество родителей (отсутствие места жительства семьи и (или) места пребывания); наличие в семье осужденных за жестокое обращение с несовершеннолетними к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; проживание несовершеннолетних с родителями (иными лицами), вернувшимися из мест лишения свободы после отбывания наказания за совершение преступлений против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности; против несовершеннолетних); проживание несовершеннолетних с родителем, лишенным родительских прав; проживание несовершеннолетних с родителями, лишенными родительских прав в отношении иных детей (братьев, сестер несовершеннолетнего).
Семья и несовершеннолетний признаются в социально опасном положении при наличии одного из критериев, способствующих созданию угрозы жизни и здоровью ребенка.
3. Участники межведомственного взаимодействия.
Банк данных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, утвержден постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Починковский район» Смоленской области от 29.01.2013 года № 2
4. Принципы работы с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении
Основными принципами межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, по выявлению и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
• работа с несовершеннолетним, попавшим в социально опасное положение, в рамках работы с его семьей;
• правовым основанием для начала индивидуальнойпрофилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• межведомственное взаимодействие, определяющее порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
• распределение сфер ответственности, предполагающее назначение конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
• индивидуальный подход, реализующийся путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
• комплексный подход, реализующийся путем осуществления реабилитационного процесса органами и учреждениями системы профилактики с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических аспектов в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
5. Формы и этапы работы с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении
5.1. Основными формами межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, по выявлению и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
• разработка и утверждение комплексных программ по общепрофилактическим вопросам, по вопросам индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
• совместное планирование работы;
• издание межведомственных приказов, подписание двух-трех- четырехсторонних соглашений;
• организация проверок работы органов и учреждений системы профилактики с участием представителей заинтересованных ведомств;
• проведение межведомственных рейдов по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
5.2. Основными этапами организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
• выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
• сбор и систематизация информации о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
• анализ собранной информации, оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью;
• принятие решения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об отнесении несовершеннолетнего (семьи) к категории «находящийся в социально опасном положении», о постановке на учет;
• формирование учетных материалов по несовершеннолетнему и семье, находящейся в социально опасном положении, органом (учреждением), определенным решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ответственным за ведение учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории муниципального образования;
• разработка и утверждение решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав индивидуального плана комплексной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), находящихся в социально опасном положении;
• реализация мероприятий программ реабилитации органами и учреждениями системы профилактики, заинтересованными учреждениями и ведомствами;
• контроль за проведением работы с несовершеннолетним (семьей), анализ результатов с целью прогнозирования ситуации, дальнейшего планирования деятельности;
• принятие решения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятии несовершеннолетнего (семьи) с учета.
6. Выявление и учет семей (несовершеннолетних),
находящихся в социально опасном положении.
Органы и учреждения системы профилактики в случае выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в течение трёх суток передают соответствующую информацию в форме Сигнальной карточки (Приложение №1) в орган опеки и попечительства Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (далее – как орган опеки) по месту фактического проживания несовершеннолетнего (семьи).
Устные, письменные сообщения в произвольной форме о выявленных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, могут поступать в сектор опеки и попечительства от граждан, общественных организаций.
6.1. Орган опеки и попечительства:
- организует ведение единого учета, учетных материалов по несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении, проживающим на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области;
- ведет единую регистрацию поступающей информации о выявленных несовершеннолетних, семьях, находящихся в социально опасном положении (Приложение 2);
- осуществляет сбор информации от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- при получении информации о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, совместно с сотрудниками ПДН МО МВД России «Починковский» и специалистом органа (учреждения) системы профилактики, предоставившего информацию, в течение трех рабочих дней организует первичное обследование условий проживания детей в семье, находящейся в социально опасном положении;
- по результатам обследования составляет акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (семьи), с отражением в нем заключения по итогам проверки полученной информации;
- в случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка незамедлительно принимают меры по изъятию ребенка и его устройству;
- при отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (семьи), с отражением в нем заключения по итогам проверки полученной информации, передают в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
6.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Починковский район» Смоленской области:
- организует работу по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- принимает решение об отнесении несовершеннолетнего (семьи)
к категории «находящийся в социально опасном положении», постановке на
единый учет;
- определяет орган (учреждение) системы профилактики, ответственный за составление и реализацию индивидуального плана комплексной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), находящейся в социально опасном положении, сроки составления плана и информирования сектора опеки о проделанной работе;
- утверждает индивидуальный план комплексной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), находящихся в социально опасном положении, в которых определяются сроки и формы отчетности по итогам проведения (Приложение №3)
6.3. ОГБУЗ «Починковская ЦРБ» и ОГБУЗ «Стодолищенская РБ»:
- в ходе патронажа над новорожденными детьми раннего возраста определяет условия жизни и воспитания в данной семье;
- выявляет несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении:
· при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике;
· при обследовании детей в образовательных учреждениях;
- при выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в
течение 7 дней направляет информацию в орган опеки;
- передает в комиссию по делам несовершеннолетних информацию о поступивших беспризорных детях;
- при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, фактов непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, в течение 3-х часов направляет информацию в орган внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних по месту фактического проживания несовершеннолетнего;
- в случаях длительной и тяжелой болезни единственного или обоих родителей незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию в сектор опеки о невозможности самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка;
- при постановке на учет несовершеннолетней беременной направляет в течение суток соответствующую информацию в прокуратуру и комиссию по делам несовершеннолетних по фактическому месту жительства беременной.
6.4. Образовательные учреждения:
6.4.1. дошкольные образовательные учреждения:
- при проведении ежедневного визуального осмотра воспитанников
при прибытии выявляют признаки социального неблагополучия;
- при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, сведений о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов с момента выявления) направляют информацию в сектор опеки;
6.4.2. общеобразовательные учреждения:
- при проведении ежедневного визуального осмотра обучающихся выявляют признаки социального неблагополучия;
- организуют регулярное проведение мониторингов распространенности употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, потребления наркотических средств и психотропных веществ, итоги которых направляются в комиссию по делам несовершеннолетних;
- при выявлении несовершеннолетних, длительное время (не более 10
дней) не посещающих или систематически пропускающих без уважительных
причин занятия в образовательных учреждениях, принимают меры к выяснению причин пропусков занятий, ставят обучающегося на внутренний учет в образовательном учреждении, организуют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей (при необходимости);
- при отсутствии положительных тенденций в реабилитации несовершеннолетнего, в течение 1 месяца с момента постановки несовершеннолетнего на внутренний учет в образовательном учреждении, направляют информацию о несовершеннолетнем в комиссию по делам несовершеннолетних по фактическому месту жительства несовершеннолетнего;
- при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, сведений о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов с момента выявления) направляют информацию в орган опеки, МО МВД России «Починковский», комиссию по делам несовершеннолетних;
- формируют социальный паспорт учреждения, ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в комиссию по делам несовершеннолетних.
6.4.3. СОГБОУ «Шаталовский детский дом»:
- при выявлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из
образовательного учреждения незамедлительно (в течение 3-х часов с момента выявления) направляет информацию в МО МВД России «Починковский», комиссию по делам несовершеннолетних;
- в пределах своей компетенции принимает участие в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из образовательного учреждения, при возвращении несовершеннолетних в течение 3-х суток направляют информацию о проведенных профилактических мероприятиях, принятых дисциплинарных мерах в комиссию по делам несовершеннолетних;
- принимает меры по выяснению и устранению причин самовольных
уходов несовершеннолетних из образовательного учреждения;
- при возвращении несовершеннолетних в образовательное учреждение ставят обучающихся на внутренний учет в учреждении, организует индивидуальную профилактическую работу;
- организует регулярное проведение мониторингов распространенности употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, потребления наркотических средств и психотропных веществ, итоги которых направляются в комиссию по делам несовершеннолетних.
6.5. ПДН МО МВД России «Починковский»:
-выявляет семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-выявляет родителей (законных представителей), не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- проводит индивидуальную профилактическую работу с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
- выявляет несовершеннолетних беспризорных детей, копии актов о выявлении беспризорного ребенка (форма установлена совместным приказом
Минздрава РФ и МВД РФ от 20.08.2003г. №414/633) в течение суток направляются в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки по месту выявления беспризорного;
- при установлении факта нахождения ребёнка в обстановке угрожающей его жизни и здоровью, но отсутствии крайней необходимости, в течение суток информирует орган опеки и оказывает содействие в отобрании ребёнка;
- в пределах своей компетенции принимает участие в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из государственных учреждений, при возвращении несовершеннолетних в государственные учреждения в течение трех суток направляет информацию в комиссию по делам несовершеннолетних;
- осуществляет взаимодействие с уголовно - исполнительными
инспекциями Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, направляет в комиссии по делам несовершеннолетних сведения в отношении несовершеннолетних, освобождающихся из воспитательных колоний;
- в случае наличия несовершеннолетних детей у граждан, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих, выявленных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, в течение трёх дней со дня выявления информирует комиссию по делам несовершеннолетних.
6.6. Администрации сельских поселений (общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав):
- при выявлении сведений о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в течение 3-х дней направляют информацию в комиссию по делам несовершеннолетних;
– при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, сведений о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов с момента выявления) направляют информацию в орган опеки, комиссию по делам несовершеннолетних, ПДН МО МВД России «Починковский»;
- в случае выявления сведений о семьях и несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в течение пяти дней направляют информацию в комиссию по делам несовершеннолетних.
7. Организация работы с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет меры по координации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по выявлению, учету и организации индивидуально- профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Органы и учреждения системы профилактики организуют индивидуально-профилактическую, социально-реабилитационную работу с несовершеннолетними (семьями), находящимися в социально опасном положении, в соответствии с индивидуальными планами комплексной реабилитации, утвержденными комиссией по делам несовершеннолетних по месту фактического проживания.
Реализация индивидуальных планов комплексной реабилитации несовершеннолетних и семей является обязательной для всех субъектов системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики района ежеквартально направляют:
- в орган опеки сведения о проведенной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- в комиссию по делам несовершеннолетних статистические сведения по семьям, находящимся в социально опасном положении (количество семей; количество родителей и несовершеннолетних, проживающих в семьях данной категории; количество трудоустроенных родителей) и списки семей и несовершеннолетних, поставленных на учет (снятых с учета) за отчетный период.
Ответственность за своевременное представление сведений в единый учет возлагается на руководителей органов (учреждений) системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности.
7.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- организует индивидуально профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- осуществляет контроль за исполнением ИПКР несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- анализирует результативность реализации ИПКР, и возможность снятия семьи с учета;
- принимает решение о корректировке индивидуального плана комплексной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), находящейся в социально опасно положении;
- ежеквартально, при необходимости чаще, на заседаниях комиссии заслушивает информацию сектора опеки об эффективности проведенной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- принимает решение о продолжении работы с семьей либо снятия с учета семьи, находящейся в социально опасном положении;
- принимает меры административного воздействия или ходатайствует перед судом о лишении (ограничении) родительских прав, если индивидуально-профилактическая работа с семьей не привела к положительным результатам;
- организует сверки списков несовершеннолетних и семей, состоящих на ведомственных учетах в органах и учреждениях.
- при выявлении нарушений, недостатков в работе органов и учреждений системы профилактики по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им государственной помощи, социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий направляет информацию в соответствующие органы исполнительной власти, выносит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
7.2. Отдел образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области:
- организует деятельность дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- ориентирует деятельность учреждений дополнительного образования на занятия с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- осуществляет контроль за созданием условий для получения основного общего образования детьми и подростками из семей, находящихся в социально опасном положении;
- участвует в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
- ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
- организует работу по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и принимает действенные меры по защите их прав;
- участвует в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- участвует в реализации ИПКР несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- осуществляет контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
- о казывает социально-педагогическую, психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением, детям и подросткам с педагогической запущенностью, а также их родителям с целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
7.2.1. Орган опеки и попечительства:
- формирует учетное дело поставленных на единый учет несовершеннолетних (семей), находящихся в социально опасном положении, включающее в себя:
- сигнальную карту о выявлении несовершеннолетнего (семьи), находящегося в социально опасном положении;
- индивидуальный план реабилитации семьи;
- информацию о работе, проведенной с семьей, органами системы профилактики;
- направляет соответствующим органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным учреждениям и ведомствам индивидуальный план комплексной реабилитации несовершеннолетних (семьи), находящихся в социально опасном положении, в течение 5 дней после утверждения данного плана комиссией по делам несовершеннолетних;
- по окончанию срока, установленного для проведения индивидуально-профилактической работы, направляет информацию в комиссию для решения вопроса о продолжении работы с семьей или о снятии семьи с учета;
- при смене места жительства несовершеннолетнего (семьи) в течение месяца передает сведения о них, имеющиеся в едином учете, по новому месту жительства;
- ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в комиссию по делам несовершеннолетних отчет об организации ведения единого учета по семьям, находящимся в социально опасном положении (приложение 4).
7.2.2. Образовательные учреждения:
- оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- ведут учет учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
- проводят обследование условий жизни и воспитания детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- не реже 1 раза в неделю направляют в отдел образования информацию о несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
- по поручению комиссии по делам несовершеннолетних организуют индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- обеспечивают размещение на информационных стендах контактных телефонов органов и учреждений системы профилактики, «телефона доверия».
7.3. Отдел социальной защиты населения в Починковском районе:
- выявляет семьи и детей, находящиеся в социально опасном положении;
- проводит индивидуально-профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);
- в соответствии с индивидуальными комплексными планами реабилитации организуют индивидуально-профилактическую, социально-реабилитационную работу с несовершеннолетними (семьей), находящимися в социально опасном положении, поставленным на единый учет;
- направляет несовершеннолетних в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- участвует в организации детского отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
- предоставляет меры социальной поддержки семьям и несовершеннолетним;
- оказывает материальную помощь семьям (несовершеннолетним), находящимся в социально опасном положении.
7.4. ОГБУЗ «Починковская ЦРБ», ОГБУЗ «Стодолищенская РБ»:
- осуществляет взаимодействие с органами системы профилактики с целью проведения профилактики семейного неблагополучия, раннего материнства.
- организует распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), а также пропагандирует здоровый образ жизни;
- ведет круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним, употребляющим спиртные напитки;
- проводит медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
- проводит медицинское обследование детей, оказавшихся в социально опасном положении, по ходатайствам субъектов профилактики;
- организует содержание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействует органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
- оказывает консультативную помощь работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних.
7.5. Отдел культуры Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области:
- привлекает несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствует их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.
7.6. Отдел молодёжной политики, физической культуры и спорта Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области:
- участвует в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- участвует в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствует их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни молодежи;
- осуществляет мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с ДЮСШ, проводит массовые спортивные соревнования и спартакиады;
- принимает участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;
7.7. Центр занятости населения в Починковском районе:
- оказывает содействие несовершеннолетним и родителям из семей, находящихся в социально опасном положении, в поиске подходящей работы;
- осуществляет профессиональную ориентацию несовершеннолетних, а также содействует трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- направляет на квотируемые рабочие места несовершеннолетних;
- организует временную занятость несовершеннолетних граждан;
- осуществляет социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению службы занятости.
7.8. Администрации сельских поселений (общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав):
- организует мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории поселений;
- участвует в проведении рейдов по выявлению детей, склонных к бродяжничеству, попрошайничеству;
- организует индивидуально-профилактическую и реабилитационную работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- организует информационный обмен с органами местного самоуправления и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых проживают дети;
- рассматривает на своих заседаниях по мере необходимости, вопросы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и принимает решение по результатам рассмотрения вопросов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
8. Снятие с учета несовершеннолетних (семей).
Подведение итогов и оценка результативности проводимой работы с конкретной семьей, ребенком осуществляется не позднее, чем через 6 месяцев после постановки на учет семьи, находящейся в социально опасном положении, на заседании комиссии.
С единого учета несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении, решением комиссии по делам несовершеннолетних снимаются несовершеннолетние и семьи по следующим основаниям:
- заключение органа (учреждения) системы профилактики, ответственного за реализацию индивидуального плана комплексной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), находящейся в социально опасном положении;
- заявление родителей, при наличии положительного заключения органа (учреждения) системы профилактики, курирующего случай;
- заключение сектора опеки и попечительства;
- достижение младшим ребёнком в семье возраста 18 лет;
- при наличии иных обстоятельств (связанных со смертью, переездом
на другое место жительства за пределы района и т.п.);
Орган опеки в течение 5 дней информирует соответствующие органы и учреждения системы профилактики, иные заинтересованные учреждения и ведомства о снятии несовершеннолетнего (семьи) с единого учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Сведения об организации органами и учреждениями системы профилактики, иными заинтересованными учреждениями и ведомствами индивидуально-профилактической, социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, хранятся органом опеки и попечительства в течение 5 лет.
Приложение 1
СИГНАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
о выявлении несовершеннолетнего, семьи,
находящихся в социально опасном положении
Лицо, организация (учреждение), направляющие сведения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обстоятельства, при которых была выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выявления: __________________________________________________
Категория семьи: полная; неполная; малообеспеченная; многодетная; семья с детьми-инвалидами; семья мигрантов, беженцев или вынужденных переселенцев; другое: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Мать (Ф И О, дата рождения, место работы или род занятий)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контактный телефон ________________________
Отец (Ф И О, дата рождения, место работы или род занятий)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контактный телефон ________________________
Ребенок (дети) (Ф И О, дата рождения, занятость)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Адрес регистрации / фактическое место проживания несовершеннолетнего
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика жилищно-бытовых условий семьи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины нахождения семьи в социально опасном положении:
- семья имеет несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении;
- родители не выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних;
- родители не выполняют обязанности по содержанию несовершеннолетних;
- родители не выполняют обязанности по обучению несовершеннолетних;
- жестокое обращение с детьми;
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- родители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками, принимают наркотические средства;
- отсутствует постоянное место жительства семьи;
- антисанитарные условия проживания;
- другие причины (указать)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения о семье
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«___»_________________ 2013г.
_____________________ _____________
(ФИО, должность лица, оформившего карточку) (подпись)
Приложение 2
Журнал
ведения единой регистрации поступающей информации
о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении
№ п\п |
Источник информации о семье |
Ф И О родителей, детей |
Адрес проживания семьи |
Причина нахождения в социально опасном положении |
Принятые меры по проверке информации |
Дата рассмотрения на заседании районной комиссии |
Принятое решение: - о постановке на учет; - об отсутствии оснований для учета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный план
комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении,
поставленной ___________________ на единый учет семей, находящихся в социально опасном положении
(дата постановки на учет)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. несовершеннолетнего, родителей)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: с «______»________________20__ г. до «______»_______________20___г.
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
Фактический результат, форма отчета |
1. Педагогический блок |
|||
1. Сбор информации о семье 2. Проведение профилактических бесед с родителями, несовершеннолетними: «Создание благоприятных условий в семье» «Влияние вредных привычек на взаимоотношения в семье» «Ответственность за воспитание детей, соблюдение их прав и законных интересов» «Конфликты с ребенком, пути их решения» «Против жестокости и насилия в семье» «Чтобы не стать жертвой насилия» «Что бы дети были вашими друзьями» и др. 3. Наблюдение и контроль по месту жительства 4. Наблюдение и контроль по месту учебы несовершеннолетнего (-их) 5. Организация досуга несовершеннолетних и родителей (участие в праздниках, соревнованиях, экскурсиях, турнирах, походах, привлечение в клубы, секции, кружки) 6. Организация наставничества (шефства депутатов, закрепления общественных воспитателей и др.) в отношении семьи (родителей, несовершеннолетних) 7. Привлечение к профилактической работе членов общественных организаций, участников волонтерского движения и др. 8. Применение восстановительных технологий в целях нормализации отношений в семье (примирение участников конфликта, устранение последствий конфликта, достижение взаимопонимание участников конфликта по поводу происшедшего, выработка и исполнение обязанностей каждого члена семьи и др.) 9. Применение восстановительных технологий в отношении несовершеннолетнего (в случае совершения им антиобщественных действий), в целях примирения правонарушителя и жертвы, устранения последствий конфликта, достижения взаимопонимание участников конфликта, возмещения ущерба и др.) 10. Поиск и привлечение к профилактической и реабилитационной работе с семьей (с родителями, детьми) личности авторитетной для этой семьи (священнослужителя, родственника, знакомого, сослуживца и др.) |
|
|
|
2. Медицинский блок |
|||
1. Постановка несовершеннолетних на учет в поликлинике 2. Медицинский патронаж 3. Стационарное лечение несовершеннолетних 4. Проведение профилактических бесед с родителями, несовершеннолетними: «Охрана здоровья детей» «Последствия вредных привычек» и др. 5. Лечение от алкогольной (наркотической) зависимости членов семьи 6. Предоставление услуг по поддержанию и улучшению состояния здоровья членов семьи, не предполагающих медицинского вмешательства 7. Реализация комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию членов семьи |
|
|
|
3. Психологический блок |
|||
1. Изучение образа жизни семьи, близкого окружения 2. Определение причин и условий, способствовавших попаданию семьи в социально опасное положение, стресс-факторов в семье, проведение анализа кризисной ситуации; вынесение рекомендаций 3. Психодиагностика членов семьи (изучение особенностей личности членов семьи) 4. Проведение консультаций психологом 5. Проведение психокоррекционной работы с членами семьи, психологической реабилитации 6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях) 7. Пропагандирование здорового образа жизни |
|
|
|
4. Правовой блок |
|||
1. Проведение бесед с родителями и несовершеннолетними по вопросам правового просвещения: «Права и обязанности несовершеннолетних» «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» «Жесткое обращение с детьми в семье. Уголовная и административная ответственность» «Ответственность, предусмотренная законодательством РФ за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий» «Узнай, где тебе помогут» «От шалости к преступлению» «Правила дорожного движения» 2. Оказание юридических консультаций 3. Содействие в получении консультаций в государственных органах и учреждениях 4. Информирование о службах, оказывающих помощь семьям, находящимся в социально опасном положении 5. Информирование о едином общероссийском номере детского телефона доверия 6. Содействие в оформлении государственных пособий 7. Оказание помощи в получении документов (паспорта, полиса медицинского страхования, свидетельства о рождении (при утрате) и др.) |
|
|
|
5. Социальный блок |
|||
1. Ведение социального патронажа семьи 2. Оказание материальной помощи 3. Оформление государственных пособий 4. Оказание гуманитарной помощи (обеспечение одеждой и предметами быта на благотворительной основе) 5. Содействие в получении членами семьи бесплатных путевок в учреждения для отдыха и оздоровления 6. Помещение несовершеннолетних, нуждающихся в комплексной социальной реабилитации, в учреждения социального обслуживания семьи и детей |
|
|
|
6. Блок по трудоустройству |
|||
1. Постановка на учет родителей, несовершеннолетних в центре занятости населения 2. Подбор вакансий 3. Обеспечение временной занятости (трудоустройство несовершеннолетних во время школьных каникул) 4. Направление на профессиональное обучение, курсы переподготовки |
|
|
|
7. Контрольно-координационный блок |
|||
1. Предоставление информации об исполнении мероприятий плана 2. Рассмотрение результатов работы с семьей на заседаниях межведомственных рабочих групп, консилиумах, совещаниях и др. 3. Рассмотрение промежуточных, итоговых результатов профилактической работы на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 4. Вынесение заключений о динамике ситуации в семье куратором случая |
|
|
|
Ответственный секретарь комиссии ___________________
Председатель комиссии ___________________
С планом ознакомлены:
Исполнители (представители органов и учреждений системы профилактики) _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Получатели социальных услуг _________________________________________________________________________________________________
(выразившие согласие на организацию и проведение индивидуальной профилактической работы и на использование персональных данных при формировании единого учета,
______________________________________________________________________________________________________________________________
учетных материалов по несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении)
Дата снятия семьи с единого учета семей, находящихся в социально опасном положении _____________________________________________
(№ постановления комиссии, число, месяц, год)
Причины снятия с учета _______________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Список семей,
состоящих на едином учете семей,
находящихся в социально опасном положении
№ п\п |
Ф И О родителей |
Ф И О н/л детей, дата рождения |
Адрес проживания семьи |
Причина постановки на учет |
Дата постановки на учет (с указанием куратора случая) |
Дата снятия с учета (с указанием причины) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|