РОСРЕЕСТР
Управление Росреестра по Смоленской области сообщает,
что по результатам проведенного анализа причин приостановлений и отказов
в проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав одной из наиболее часто встречающихся ошибок заявителей является отсутствие в договорах по отчуждению объектов недвижимости
(купля-продажа, дарение, мена) информации об обременениях, ограничениях, имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Зачастую данная информация об обременениях, ограничениях на объекте недвижимости не включена в содержание договора по причине неосведомленности приобретателя.
Чтобы установить факт наличия или отсутствия каких-либо обременений, ограничений, возложенных на приобретаемое имущество, тем самым обезопасив себя, покупая, принимая в дар, либо получая имущество в результате обмена Управление Росреестра по Смоленской области рекомендует получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости, в которой будет содержаться данная информация.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственному земельному надзору.
Государственный земельный надзор реализуется в форме плановых
и внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся на основании поступающих обращений, содержащих информацию о земельном нарушении. Плановые контрольные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными планами проверок.
На сайте Росреестра в разделе «Главная - Открытая служба – План работы
и показатели деятельности – Государственный земельный надзор» размещены планы проведения проверок граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти на 2017 год. Что же делать, если вы обнаружили свою фамилию или организацию в плане проверок, как подготовиться к проверке?
Перемены в основной деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра»
(ФГБУ «ФКП Росреестра») – это естественный шаг в развитии учетно-регистрационной системы России. Если раньше был орган регистрации прав (Росреестр) и орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра»), то с 1 января 2017 года в связи с вступлением в силу 218-ФЗ ситуация изменилась. Функции
и кадастрового учета и регистрации прав сосредоточены в Росреестре. Появилась единая учетно-регистрационная процедура, Единый реестр недвижимости.
В логике таких изменений ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо сосредоточиться на новых направлениях деятельности. ФГБУ «ФКП Росреестра» будет предоставлять населению услуги в области недвижимости (кадастровые
и землеустроительные работы, подготовка градостроительной документации, консультационные услуги и т.д.), выдавать сертификаты электронной подписи, переводить архивные дела в электронную форму. В том числе планируется выполнение кадастровых работ для объектов федеральной собственности. Одно
из важных направлений – исправление кадастровых (реестровых) ошибок. Новый профиль деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» даст дополнительный импульс развития рынка недвижимости.
Во избежание приостановлений государственной регистрации прав Управление Росреестра по Смоленской области информирует граждан о том,
что зарегистрировать право собственности можно только на объект недвижимости, который внесен в реестр объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), т. е. объект является либо ранее учтенным, либо в отношении него осуществлялся кадастровый учет.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, регистрация прав без одновременного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, создания объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
Двенадцать целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса
и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 января 2017 года № 147-р в целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне. С целью снижения административных барьеров моделями в том числе определена необходимость сокращения количества решений о приостановлениях и отказах при проведении регистрации прав и кадастрового учета.
Целевые модели выстроены в логике последовательности действий, которые осуществляет заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность, – с момента выбора объекта недвижимости до постановки его на кадастровый учет и оформления прав собственности. Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости
и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов
на предшествующих этапах. Поэтому причины, по которым Росреестр вынужден принять решение о приостановлении или отказе при регистрации прав
и кадастровом учете, также зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.
Одним из ключевых факторов, влияющих на качество услуг Росреестра при осуществлении государственного кадастрового учета, является качественные правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Целевой моделью «Постановка
на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» установлено, что к концу 2017 года все муниципальные образования страны должны утвердить ПЗЗ. По состоянию на 1 июля 2017 года на территории Российской Федерации ПЗЗ утверждены в отношении 90% муниципальных образований. При этом в настоящее время в ряде субъектов разработано очень малое количество ПЗЗ или они полностью отсутствуют.
Для кадастрового учета важно не только формальное наличие ПЗЗ,
но и однозначное их соответствие требованиям законодательства. В частности, законом определена необходимость внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) границ территориальных зон, которые устанавливают ППЗ
и которые определяют разрешенное использование земли. Обязанность представлять эти документы в соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимости» возложена на органы местного самоуправления. Эта информация должна направляться в электронном виде в рамках межведомственного взаимодействия. При этом подавляющее большинство муниципалитетов в стране эти зоны в ЕГРН вообще не вносит.
С помощью сервиса «Публичная кадастровая карта» можно оперативно уточнить информацию об определенном объекте недвижимости или земельном участке, которые внесены в государственный реестр.
Такая информация может быть полезной как простым гражданам для совершения сделок с землей, так и юристам, риелторам, геодезистам для осуществления их профессиональной деятельности.
Воспользоваться кадастровой картой можно в бесплатном режиме на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru/. Информация является доступной для всех пользователей сети Интернет.
После заполнения соответствующей строки поиска в сервисе, пользователю становятся доступны следующие важные сведения по нужному объекту недвижимости:
правовой статус земельного участка;
адрес его размещения;
точное значение площади;
время, когда искомый участок был внесен в реестр;
форма собственности на объект, которая закреплена за его правообладателем.
В основе целевых моделей «Регистрация права собственности
на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка
на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» лежит совместный опыт Росреестра и региональных органов власти по созданию благоприятного инвестиционного климата российских территорий, который предполагает повышение качества и доступности учетно-регистрационных процедур.
Снижение количества решений о приостановлениях и отказах
при проведении учетно-регистрационных процедур позволяет повысить качество предоставления госуслуг.
Для сокращения доли приостановлений и отказов необходимо совершенствовать процессы оказания услуг на всех этапах, которые проходит заявитель при приобретении и оформлении недвижимого имущества.
Для решения этой задачи помимо комплекса совместных мероприятий
с региональными органами власти и органами местного самоуправления, Росреестр усиливает взаимодействие с кадастровыми инженерами.
При постановке на кадастровый учет земельного участка заявителю необходимо провести межевание, то есть определить границы своего земельного участка. Этой работой занимается кадастровый инженер. Далее на основании подготовленных кадастровым инженером документов заявитель обращается
в муниципалитет для утверждения схемы расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории.
При приобретении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома обязательно нужно проверять наличие всех необходимых документов у продавца. Характеристики объекта во всех документах должны быть одинаковыми.
Кроме того, необходимо обратить особое внимание, соответствуют
ли сведения об объекте, указанные в документах, тому, что потенциальный покупатель увидел на местности. Так, например, если земельный участок расположен за границами населенного пункта и в документах указана категория земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства», то строительство жилого дома здесь запрещено.
Для участков, расположенных в границах населенного пункта, виды разрешенного использования определяются правилами землепользования
и застройки. Также необходимо проверять, соответствует ли фактическая площадь участка площади, указанной в документах, местоположение границ, и не входит ли земельный участок в водоохранную зону, охранные зоны магистральных трубопроводов, объектов системы газоснабжения, объектов электросетевого хозяйства.
Управление Росреестра по Смоленской области разъясняет, может
ли совладелец недвижимости продать свою долю без согласия остальных, если объект недвижимости находится в общей долевой собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться своей долей (продать, подарить, завещать, отдать в залог и т.п.) с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ. Единственным препятствием со стороны совладельцев будет являться реализация ими своего преимущественного права на продаваемую долю.
Согласно п. 1 ст. 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании
или сооружении.
|
|