РОСРЕЕСТР
Вступивший в силу с 1 января 2017 Федеральный закон от 13 июля
2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(Закон № 218-ФЗ), в отличие от ранее действовавшего закона, предусматривает новые основания и сроки для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав при наличии причин могут быть приостановлены как по решению государственного регистратора прав, так и на основании заявления лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав.
При осуществлении приостановления государственным регистратором прав
в большинстве случаев принятие окончательного решения по представленным документам откладывается на три месяца. Однако встречаются ситуации, когда в течение указанного срока причины приостановления не устранены. В этих случаях государственный регистратор обязан принять решение об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
На территории Смоленской области продолжается реализация программы повышения инвестиционной привлекательности региона. Десятки профильных ведомств работают над совершенствованием условий ведения бизнеса в регионе, улучшая показатели Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
К направлениям, сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России, относятся кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество, поэтому по ним также созданы соответствующие модели, в том числе «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» (целевая модель), которая внедряется на территории Смоленской области в соответствии с «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области.
По достижению показателей данной модели ведет непрерывную активную работу Управление Росреестра по Смоленской области. Успехи в этом направлении есть. Так, за период с января по октябрь 2017 года уровень предоставления услуги по государственной регистрации прав через офисы смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр
по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (МФЦ) возрос на 18,83%, опередив установленный на конец 2017 года «Дорожной картой» показатель на 9,83%.
Перечень документов, необходимых для оформления права собственности на объект долевого строительства определен государственным законом
«О государственной регистрации недвижимости» и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими эту процедуру.
По общим правилам для оформления права собственности на объект долевого строительства к заявлению о регистрации прав необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия представителя участника долевого строительства (если с заявлением обращается не сам участник), а также документы, являющиеся основанием для проведения регистрации прав.
Нотариальное удостоверение обязательно не для любой сделки, которая влечет возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, а только
в случаях, определенных законом. Кроме того, обязательное удостоверение сделки может быть установлено соглашением сторон, даже если по закону ее нотариальное удостоверение не требовалось.
Сейчас в соответствии с законодательством обязательного нотариального удостоверения требуют несколько видов сделок
с недвижимостью.
1. Сделки по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
2. Законодательство предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки или доверительного управления, по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.
Ошибки могут быть техническими или реестровыми в зависимости
от этапа, на котором произошло искажение информации.
Техническую ошибку (опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку) может допустить работник Росреестра в процессе внесения записей
в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Тогда данные ЕГРН будут отличаться от сведений в документах, которые были представлены
на кадастровый учет или регистрацию прав. Среди самых распространенных технических ошибок – неправильные фамилии, имена и отчества правообладателей и адреса объектов недвижимости.
Если исправление технической ошибки не влечет за собой прекращение, возникновение или переход права собственности, она исправляется по решению государственного регистратора прав, то есть самим ведомством.
Несоответствие в записях могут выявить госслужащие самостоятельно, либо заинтересованное лицо направит заявление об исправлении технической ошибки.
Решение об исправлении технической ошибки также может быть принято судом. Во всех случаях техошибка исправляется Росреестром в течение 3 дней после поступления соответствующей информации. Росреестр уведомляет об этом все заинтересованные стороны в течение 3 рабочих дней со дня исправления технической ошибки.
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ).
При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков (провести так называемое «межевание») и внесение таких сведений
в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.
Необходимо отметить, что в силу части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права на земельный участок, совершенная
по правилам ранее действовавшего законодательства, в том числе при отсутствии в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, признается юридически действительной.
Данная информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в разделе 1 в графе «площадь». Если в графе «площадь» содержится запись, например: 1200 ± 12 кв.м, это свидетельствует о том, что границы данного земельного участка уточнялись путем проведения процедуры межевания и сведения о его границах содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Следовательно, если графа «площадь» содержит только одно числовое наименование площади, например: 1200 кв.м, то межевание ещё предстоит провести и сведения о координатах границ данного земельного участка отсутствуют в ЕГРН.
В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. До вступления в силу 1 января 2017 года закона «О государственной кадастровой оценке» решение о проведении государственной кадастровой оценки принимали региональные органы власти или органы местного самоуправления. Они выбирали оценщика, заключали с ним договор.
Определение кадастровой стоимости осуществляли независимые оценщики, которых на конкурсной основе выбирали региональные и местные власти. Оценщики сами выбирали и обосновывали подходы и методы, используемые
для получения результата.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в суде и комиссии по рассмотрению споров
о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены:
- физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
- юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления
в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в отдельных случаях - в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта РФ или муниципального образования).
Супругам при регистрации права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое по договору участия в долевом строительстве, необходимо определиться с видом регистрируемого права собственности: общая совместная собственность либо общая долевая собственность, т. к. от вида регистрируемого права зависит порядок осуществления государственной регистрации, перечень
и состав документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
Общая долевая и общая совместная собственность имеют одинаковую природу: обе они предполагают многочисленность собственников одного и того же объекта имущества. При этом каждая из них имеет также и свои отличительные особенности.
Трактовка права общей долевой собственности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предполагает изначальное определение долей владения имуществом, которые могут быть как равными, так и неравными. Распоряжение имуществом осуществляется супругами в пределах принадлежащих им долей.