- Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области
- Прокуратура информирует:
- Ответственность должностных лиц за коррупционные преступления.
Ответственность должностных лиц за коррупционные преступления.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" ст. ст. 204, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ были изложены в новой редакции. Кроме того, данный Кодекс был дополнен новыми составами преступлений: посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ); мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ); мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
Внесенные изменения заключались в криминализации случаев, когда деньги и иные ценности предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. Такое решение было обусловлено необходимостью выполнения взятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств, в частности Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, согласно ст. 1 которой каждое государство-участник принимает необходимые меры для признания уголовно наказуемыми деяниями умышленного предложения, обещания или предоставления любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки.
Исходя из анализа судебной практики подавляющее большинство преступлений в виде коммерческого подкупа, дачи или получения взятки составляли взятку или подкуп на сумму менее 10 тыс. руб. С учетом небольшой общественной опасности таких преступлений были введены отдельные статьи, в которых установлена ответственность за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество.
Таким образом, статьи УК РФ о получении и даче взятки с момента вступления в силу УК РФ 1996 г. три раза подвергались существенным редакциям (в 2003 г., 2011 г., 2016 г.), которые заключались в дифференциации ответственности, криминализации соучастия в получении и даче взятки, расширении круга субъектов данного преступления, дифференциации уголовных наказаний и приведении их в соответствие с характером и степенью общественной опасности этих преступлений, а также с санкциями других статей УК РФ.
Статьи УК РФ о должностных преступлениях практически не претерпели изменений с момента его вступления в силу, за исключением дифференциации уголовных наказаний. К наиболее существенным изменениям следует отнести расширение понятия должностного лица. Так, в 2007 г. к должностным лицам были отнесены работники государственных корпораций, обладающие соответствующими полномочиями. В 2015 г. к должностным лицам были отнесены работники государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, которые обладают полномочиями, перечисленными в примечании к 1 ст. 285 УК РФ.
Таким образом, при разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее - должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Помощник прокурора
юрист 1 класса М.А. Пасанкова