Прокуратура информирует
Прокуратурой района проведен анализ практики рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (ИTТ), и итоги расследования уголовных дел в указанной сфере.
Преступления анализируемой категории регулируются Главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), которая называется "Преступления в сфере компьютерной информации". Однако, основная масса преступлений совершаются в сфере, которые регулируются Главой 21 УК РФ, т.е. преступления против собственности.
Согласно статистическим данным, предоставленным ИЦ УМВД, за текущий период 2025 г. на поднадзорной территории произошло общее снижение регистрации преступлений с 117 до 93 (-22,2%).
Однако, в 2025 г. совершено 40 кражи, за АППГ – 32 (рост +25%), из них совершено с использование ИТТ - 12 краж, АППГ - 7, рост + 71,4%
В 2025 г. совершено 27 мошенничеств, за АППГ – 21 (рост +28,6), из них совершено с использование ИТТ – 21, АППГ - 19, рост + 10,5%.
В 2025 г. по результатам расследования не раскрыто 7 краж и 17 мошенничеств, против 7 и 19 за аналогичный период 2024 г.
За 6 месяцев 2025 года Починковским районным судом рассмотрено 1 уголовное дело в отношении 1 лица, обвиняемого в совершении мошенничества в сфере ИТТ. За прошлые года уголовные дела не рассматривались.
Таким образом, кражи и мошенничеств, совершенные с использование ИТТ, составляют основную массу преступлений совершенных против собственности, а раскрываемость их остается на низком уровне.
Основные схемы мошенничества - обман по телефону.
1. Звонок сотрудника банка
Это, когда неизвестный представляется сотрудником службы безопасности какого-либо банка и сообщает, что с Вашего банковского счета происходят операции по несанкционированному списанию денежных средств, и в целях безопасности счета предлагает перевести сбережения на «резервный» или «безопасный» счет. Распространены случае сообщения информации об оформлении на Вас кредита и необходимости пройти в приложении онлайн-Банка по определённой ссылке для его аннулирования (выполнить иные инструкции).
Звонок сотрудника правоохранительных органов – когда неизвестный представляется сотрудником полиции, следователем и т.д. и сообщает, что проводится спецоперация по поимке мошенников и для этого необходимо перевести деньги на «специальный» счет. При этом требует не звонить в банк, так как сотрудники банка заодно с мошенниками.
Ваш родственник, либо близкий человек попал в беду (например, машиной сбил человека или обвиняется в совершении преступления), и задержан сотрудниками полиции, и неизвестный сообщает, что для освобождения необходимо перевести на счет денежные средства либо для примирения с пострадавшим либо в качестве взятки сотрудникам полиции. Возможны варианты, при которых в разговоре может принять участие якобы сотрудник полиции, который будет подтверждать сказанное.
ВАЖНО: Это звонят мошенники (несмотря на то, что определившийся на телефоне номер может соответствовать номеру телефона банка или правоохранительных органов, зачастую – Московского региона (499, 495… и т.д.), так как при помощи специальных устройств мошенники меняют номера на абсолютно любой номер – так называемые подменные номера), сотрудники банков никогда не звонят своим клиентам, и тем более, никогда не требуют переводить с личного счета деньги. Представители правоохранительных органов могут звонить только для вызова в помещения правоохранительных органов с целью получения объяснений, истребования документов по находящимся в производстве уголовным делам и материалам проверок.
При поступлении такого звонка необходимо прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь, либо в указанный государственный орган или кредитную организацию для перепроверки информации.
2. Обман при покупке (продаже) товара на интернет сайтах.
Предоплата за несуществующий товар – подается объявление на востребованный товар с привлекательной ценой (ниже рыночной) с приложением ненастоящих фотографий. В ходе общения «продавец» уклоняется от встречи ввиду житейских причин (нет времени, занятость на работе, удаленность расположения) и предлагает оплатить товар безналичным платежом с гарантированной последующей доставкой через курьера, но после получения денег, продавец- мошенник перестает выходить на связь.
Оплата муляжа по почте наложенным платежом – злоумышленник пытаются вначале заполучить предоплату на доверии, если не получается, то предлагают получить заказ.
Покупатель спрашивает номер карты и код из СМС – по Вашему объявлению о продаже товара в интернете Вам позвонил покупатель и попросил сообщить реквизиты банковской карты (предварительно выяснив номер телефона, к которому привязана карта) и смс-код, чтобы перевести деньги, якобы это нужно для банковского перевода. На самом деле это мошенник, который пытается войти в личный кабинет онлайн-банка и списать все деньги с Вашего счета.
ВАЖНО: Оплачивайте товар только после его получения и проверки и не отправляйте деньги в качестве залога (задатка). Для перевода денежных средств достаточно номера телефона и другой дополнительной информации не требуется.
Как обезопасить себя от мошенников:
1. Проверяйте информацию, полученную в ходе телефонного разговора и интернет переписки с неизвестными (они могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, представителями кредитных организаций).
2. Установить на телефон (компьютер) современное лицензированное антивирусное программное обеспечение.
3. Не устанавливайте и не сохраняйте без предварительной проверки антивирусной программой файлы, полученные из ненадежных источников: скачанные с неизвестных сайтов, присланные по электронной почте (подозрительные файлы лучше сразу удалять).
4. Используйте пароли не связанные с Вашими персональными данными.
5. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов (карт), пароли и другую персональную информацию.
6. Поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка.
7. По всем возникающим вопросам обращаться в банк, выдавший карту.
8. Не выполнять никаких срочных запросов к действию, в том числе по установке каких бы то ни было приложений.
9. Не переходить ни по каким ссылкам, которые приходят на e-mail или по SMS.
10. Обращать на все сообщения от банка (например, если они содержат грамматические ошибки).
11. Не перезванивать по номерам которые приходят на e-mail или по SMS.
12. Перепроверяйте подлинность интернет-сайтов, на которых осуществляете заказ товара.





















































































































