Прокуратура сообщает
Предусмотрено освобождение физических лиц от ответственности за несоблюдение требований, ограничений и запретов антикоррупционного законодательства вследствие не зависящих от таких лиц обстоятельств.
Федеральным законом от 10.07.2023 № 286-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон о противодействии коррупции, согласно которому лицо может быть освобождено от ответственности, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств.
К указанным обстоятельствам, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления.
Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Физическое лицо в течение 3 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, обязано подать в соответствующую комиссию уведомление об этом с приложением документов, иных материалов или информации (при наличии), подтверждающих факт наступления обстоятельств. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления в установленный срок, уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения обстоятельств.
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В свою очередь под противодействием коррупции определяется деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в правоохранительные органы – в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
О расширении перечня граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
С 15.11.2025 вступили в силу новые положения Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», устанавливающие перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
Так, пункт 2 части 3 статья 20 указанного федерального закона дополнен подпунктом «ж», согласно которому государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел об отказе работодателя в заключении трудового договора, нарушающем гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, о восстановлении на работе, взыскании заработка, в том числе за время вынужденного прогула, о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя.
Прокурор разъясняет: Меры по противодействию коррупции, предусмотренные в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») искоренение коррупции отнесено к национальным интересам и целям обеспечения государственной и общественной безопасности.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при определении основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отдельно выделен вопрос обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Наряду с этим Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В Законе № 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
1. Установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц.
Так, членами комиссии не могут быть: эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке, конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, например ее участники; участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
2. Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
3. Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
4. Установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. Также к закупкам не допускаются организации, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
5. Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов.
6. Предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями).
7. Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок.
8. Предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль.
9. Установлены требования к экспертам, экспертным организациям.
Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов в закупочной сфере.
Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться: участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации-участника закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица - участника закупки.
Система правового регулирования публичных закупок содержит достаточно большой объем мер ответственности. Особенно часто в сфере публичных закупок применяются меры административной ответственности в отношении заказчиков и их должностных лиц.
На сегодняшний день Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) содержит более 15 составов, устанавливающих ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности публичными заказчиками.
В актуальном состоянии поддерживается перечень юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ.
Прокурорами реализовываются полномочия по привлечению к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, а также пресекаются факты заключения контрактов с организациями, ранее привлеченными к административной ответственности по указанной статье.
Также одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах. Суть последней это специальное условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа.
Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.
Какой порядок рассмотрения органами прокуратуры обращений о фактах коррупции?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей, либо услуг для себя или для третьих лиц. Также коррупцией является совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Основным отличием коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, является наличие корыстного мотива.
Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также в органы Следственного комитета России.
В том случае, если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаков преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.
Результатом таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к различным видам ответственности (от дисциплинарной до уголовной).
Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции.
При поступлении в прокуратуру такие обращения в 7-дненвный срок направляются по подведомственности в правоохранительные органы.
Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, а также в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.
Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
К таким лицам (служащим) относятся:
1) государственные и муниципальные служащие;
2) служащие Центрального банка РФ, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
3) работники, замещающие отдельные должности, включенные
в перечни, установленные федеральными государственными органами,
на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения служащими доходов в виде: денег; имущества, в том числе имущественных прав; услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
При этом получателями таких благ могут быть не только сами служащие, но и иные лица, а именно:
1) Лица, состоящие со служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
2) Граждане или организации, с которыми служащий или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве (указанные в п. 1), связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, обязан уведомить работодателя.
Работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно изменить должность или служебное положение служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.
Важно знать, что непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2025 № 91 внесены изменения в законодательство о социальной защите инвалидов.
Так, с 1 марта 2026 года справки об инвалидности станут формировать в электронном виде и направлять гражданам либо их представителям в личные кабинеты на портале государственных и муниципальных услуг. Сейчас их получают только в бумажном виде. Этот формат сохранят для отдельных случаев, например если инвалид захочет забрать документ в привычном виде.
Справки, которые оформят до 1 марта 2026 года, будут действовать до окончания срока установленной в них инвалидности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации по умолчанию стала доступна в электронной форме. Только если документ невозможно направить в личный кабинет на портале, бумажный вариант вышлют заказным письмом. Ранее услуга предоставлялась как в электронном, так и в бумажном виде. Также Постановлением Правительства от 03.02.2025 № 91 дополнен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются при признании гражданина инвалидом. А именно были внесены следующие пункты:
- инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученного в связи с участием в соответствии с решениями органов публичной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 г.;
- инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученного в связи с исполнением контракта (иных правоотношений) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г.






















































































































